Коробка автомат (АКПП) — что это?

Что такое АКПП?

АКПП – автоматическая коробка переключения передач.

Автомобили с коробками автомат получили широчайшее распространение в мире. Это связано с тем, что упрощенная система управления стала must have для новичков в вождении. Она позволила полностью устранить возможность неправильного управления сцеплением.

 

В первую очередь АКПП — это удобство и простота для водителя. Конструктивно АКПП состоит из более чем 1000 деталей. Она вполне может сломаться, если не придерживаться правил по эксплуатации. Ресурс АКПП зависит не только от специфики эксплуатации, но и от марки производителя и конструктивных особенностей. Соблюдая все правила и при своевременном прохождении техобслуживания, ресурс может составлять 300.000 км.

Коробка автомат: как пользоваться

Большинство автоматических коробок передач имеют четыре режима работы:

 

«P» (Парковка). Включается только тогда, когда автомобиль стоит на месте, и «блокирует» коробку передач, предотвращая откат автомобиля. По возможности желательно задействовать ручник, чтобы «разгрузить» автомат.

«R» (Задний ход). Режим R действует как задняя передача, необходимая для движения машины задним ходом.

 

«N» (Нейтраль). Перевод АКПП в «нейтральный» режим, то есть без переключения передачи. Его не следует выбирать только на коротких остановках вместо переключения на режим парковки, обязательно при включенном ручном тормозе.

 

«D» (Движение). Этот режим является основным передаточным числом коробки передач, которое выбирается автоматически в зависимости от скорости и динамики езды. На практике при вождении используется только этот режим. Он также используется при остановке на светофоре или коротких остановках, во время которых водитель не покидает своего места.

 

«R» (Задний ход). Вы не поймете, как ездить на коробке автомат, если не будете знать, что включать этот режим можно только после полной остановки автомобиля во избежание повреждения элементов АКПП.

Устройство АКПП

Рассмотрим ее основные составляющие:

 

  • корпус;

  • гидротрансформатор;

  • блок управления;

  • обгонная и фрикционные муфты;

  • гидроблок;

  • масляный насос;

  • ленточный тормоз;

  • планетарный механизм.

Гидротрансформатор. Представляет собой корпус с насосными, турбинными и реакторными колесами, муфтой блокировки/свободного хода, который заполнен рабочей жидкостью и выполняет функцию передачи энергии вращения от двигателя к коробке передач.

 

Планетарный механизм. Редуктор, отвечающей за переключение скоростных режимов автомата путем изменения передаточного числа на шестеренках.

 

Гидравлическая система. Состоит из блока элементов: масляной помпы, фильтра, гидрораспределителя, толкателей.

 

Блок управления. Управляет работой АКПП за счет информации, полученной от датчиков, систем АБС/ЕСП, педалей, регулируя работу фрикционных муфт и перенаправляя потоки рабочей жидкости между ними. Блок управления — «мозг» автоматической коробки передач, поломка которого ведет к переходу системы на аварийный режим работы.

Виды автоматических коробок передач

По способу управления автоматические коробки передач можно разделить на:

 

АКПП с гидротрансформатором. 

 

Гидравлический тип агрегата — это так называемый «классический автомат», который активизируется вместе с двигателем и маслонасосом, используя давление жидкости для изменения передаточного числа. Исходя из текущих параметров движения и работы двигателя, гидротрансформаторная коробка выбирает оптимальную передачу полностью механически или гидравлически.

 

Гидроэлектрическая АКПП.

 

Представляет собой гидравлический агрегат, дополненный элементами электронного управления, которое позволяет увеличить число параметров для муфты гидротрансформатора (блокировка), системы понижения передачи (кик-даун) и других механизмов, управляемых через электромагнитные клапаны, входящие в состав гидросистем трансмиссии. Управляющие функции выполняет электронная система (как правило, компьютер, специализированный или встроенный в главный компьютер двигателя), что отличает гидроэлектрическую коробку передач от гидравлической. Здесь за изменение параметров давления и работы гидравлики редуктора отвечают не механо-гидравлические регуляторы, а контур по типу «датчики — компьютер — клапаны регулирования давления».

 

Вариатор.

 

Главное отличие вариатора от предыдущих типов трансмиссий — отсутствие регулируемых передаточных чисел (типичная автоматическая коробка передач имеет определенное количество передаточных чисел). В редукторе этого типа происходит непрерывное изменение передаточного числа с помощью гидравлических методов или с помощью трансмиссий с переменным передаточным числом, например, с ременной или цепной передачей и шкивами с вариаторным управлением.

 

Роботизированная.

 

Усовершенствованная АКПП с быстрым разгоном и высочайшей скоростью переключения передач при условии наличия подрулевых лепестков в автомобиле. В отличие от вариаторной, эта коробка передач не обеспечивает такой плавности хода. Работа роботизированной АКПП может осуществляться и в автоматическом, и в полуавтоматическом режимах.

 

Большинство автомобилистов предпочитают гидравлическую АКПП по причине простоты обслуживания, но гидроэлектрические варианты предлагают более точное переключение скоростей и экономию топлива. Вариаторы еще только набирают популярность, но пока что большинство автовладельцев относятся к ним с осторожностью из-за особых требований к эксплуатации, например, избегать пробуксовок, движения на холостом ходу, а еще дорогого и сложного ремонта в случае поломки.

АКПП: какую выбрать?

Однозначного ответа нет, поэтому наш совет — выбирайте коробку по машине.

Но помните. Какая бы АКПП не стояла в вашем авто, чтобы продлить срок ее службы, важно следующее: 

  • проходите вовремя ТО коробки автомат в сервисном центре Auto Master;

  • используйте только качественные расходные материалы и запчасти;

  • чаще меняйте масло в АКПП