Методы рихтовки кузова авто

Рихтовка — процесс восстановления деформированных металлических поверхностей кузова автомобиля. Все повреждения можно разделить на прямые и резонансные. Прямое повреждение — область кузова, которая имела непосредственный контакт во время удара. Косвенные (резонансные) повреждения — деформации кузова, которые незаметны при первичном осмотре. Кузов современных автомобилей формируется во время ДТП, тем самым поглощает энергию удара.

Методы рихтовки

Рихтовка методом разглаживания

Возможно, когда есть доступ изнутри. Это самый трудоемкий процесс — придется разобрать кузов в месте повреждения. Затем на обрабатываемой детали отметьте область вмятины. Отбивая изнутри дефект, с обратной стороны должна быть присутствовать опорная поверхность, например, наковальня. В некоторых случаях можно немного нагреть металл, чтобы он стал более гибким.

Рихтовка авто на стапеле

Нарушение геометрии кузова и сильные повреждения в результате ДТП восстанавливаются на стапеле. Перекосы кузова исправляются согласно заводским чертежам и схемам.

Рихтовка споттером

С помощью контактной сварки (споттера) устраняются сложные дефекты. Этот метод используется, когда нет доступа к поврежденному участку изнутри.

Метод обратного молотка

Предполагает выпрямление участка металла с помощью импульсного напряжения. Перед началом работ место с дефектом очищается от краски. Затем в аппарате устанавливаются нужные параметры работы и осуществляется контактная сварка.

Метод петлевого вытягивания

С помощью контактной сварки на металле закрепляются специальные петли с ушками. Затем инструмент, который вытягивает, осуществляет выпрямление металла до первоначальной формы.

Вакуумное выправление кузова

Применяется для исправления деформаций на ровных поверхностях. Присоски фиксируются к кузову за счет вакуума. После чего металл вытягивается обратным молотком. Следует отметить, что такой способ не устраняет вмятину на 100%

Усадка растянутого металла

Задача кузовщика — устранить эти растяжения и сжатия таким образом, чтобы их не осталось на прежнем месте и не появилось на новом. К этой процедуре нужно подходить с умом, выбирать нужные инструменты и методики, исходя из характера деформации. Если просто ударить кийанкой или молотком в центр выпуклости вмятины, то металл неизбежно покоробится, то есть растяжение или сжатие пойдет в другом месте.

Следует учитывать, что после завершения выправления может образоваться область растянутого металла, который становится ослабленным и нестабильным. В этих местах появляется выпуклость или вогнутость поверхности детали. Данный дефект называется «хлопун» (При нажатии на выпуклость она прогибается в обратную сторону). Чтобы исправить такой дефект, недостаточно просто обстучать его молотком.

Удаление вмятин и небольших дефектов

Небольшие повреждения, вмятины удаляются без следа методом PDR. Основным преимуществом данного метода является идеальное восстановление геометрии поверхности. Если ЛКП не повреждено, то и покраска не потребуется.

Локальная рихтовка без покраски

Если металл не растянут, а на вмятине нет защемления, исправить деталь можно без изменения лакокрасочного покрытия. Как выправить автомобиль таким способом, знают сотрудники профессионального автосервиса. Краска и лак — эластичные материалы, поэтому если в месте повреждения не было шпатлевки, его можно исправить быстро. Деликатное выравнивание требует знаний и опыта.

При выполнении такой работы мастеру приходится действовать практически вслепую. Визуально контролировать процесс в труднодоступных местах нельзя, приходится полагаться лишь на руки. Поэтому не обойтись без хорошего пространственного мышления, иначе не удастся достичь результата. Простые вмятины с открытым доступом выравнивают за несколько минут подручным инструментом.

Говоря о том, что такое выправление кузова, следует учитывать, что в некоторых случаях оно не помогает. Например, если ребра жесткости дверей багажника сильно деформированы с серьезными повреждениями, лучше заменить деталь. Сложные компоненты из алюминия плохо поддаются такой обработке, поэтому проводить ее им нет смысла. Но в большинстве случаев процедура необходима для устранения опасного крена.