Устранение повреждений кузова – достаточно востребованная услуга в специализированных мастерских, но можно ли отрихтовать свой автомобиль самостоятельно в домашнем гараже? Безусловно, можно, если вы имеете достаточный опыт и навыки в этом деле, а также в наличии соответствующий инструмент и оборудование.
При этом есть некоторые аспекты, требующие особого внимания. Например, следует учитывать характер повреждений и тип поврежденного элемента кузова. Так как для производства отдельных элементов используются различные материалы, то в отдельных случаях возможен кузовной ремонт, а других ситуациях потребуется только замена на новую запчасть.
Рихтовка кузова автомобиля: способы и методы
Какие бывают методики рихтовки? Что необходимо предпринять при подготовке к кузовным работам? Все ли работы можно выполнить в домашних условиях?
На самом деле набор необходимых инструментов для рихтовки достаточно обширен, так как и самих способов кузовного ремонта предостаточно. Среди них, например:
- удаление вмятин магнитом;
- удаление вмятин вакуумными присосками (вакуумная рихтовка);
- удаление вмятин феном;
- удаление вмятин термоклеем;
- удаление вмятин с помощью рычагов и крюков и так далее.
Обычно ремонту не подлежат и полностью меняются профилированные элементы из высокопрочной стали и сплавов легких металлов (например, алюминия), а также все элементы, основной функцией которых является поглощение энергии удара.
Очень серьезной ошибкой, допускаемой при ремонте листовых элементов из высокопрочного листового металла, является их обработка нагревом. В результате интенсивного нагрева такой листовой металл необратимо теряет свойства, полученные в процессе производства, и тем самым изменяет в ущерб предполагаемые прочностные параметры элемента.
Основные цели
Кузовной ремонт элемента преследует две основные цели:
- восстановление первоначального внешнего вида;
- восстановление первоначальных механических свойств.
Обычно проще выполнить первое условие, т.е. восстановить первоначальный вид элемента кузовного оборудования. Выполнить второе условие даже в условиях кузовного цеха гораздо сложнее, чем первое, а полностью сохранить исходные механические свойства элемента по понятным причинам невозможно.
Основные технологии
Существующие технологии удаления вмятин на кузове автомобиля можно условно поделить на два вида:
- выталкивание изнутри;
- вытягивание снаружи.
В первом случае необходимо демонтировать элементы автомобиля, затрудняющие доступ к поврежденному участку. В случае дверей – это обивка, стекло и стеклоподъемный механизм. Это мероприятие трудоемкое, и несет в себе риск повреждения элементов крепления и самой обшивки.
Большинство используемых в настоящее время инструментов для обработки листового металла представляют собой электрические устройства, обычно управляемые микропроцессором, и работа с ними обычно предполагает нагрев крепежного элемента, служащего опорой для вытягивания вмятины.
Извлечение осуществляется с помощью различных устройств, например, инерционного молота, рычага или пневматических лебедок. Самый популярный метод удаления вмятин в закрытых профилях – использование так называемых кузовных споттеров.
Они дают возможность производить ремонт кузовных панелей, максимально сохраняя механические свойства элементов. Они наносят незначительные внешние повреждения, а низкий оптимальный подбор рабочих параметров предотвращает перегрев листового металла.