ГРМ: что это такое, и его роль в работе двигателя
ГРМ — это механизм, который отвечает за регулировку своевременного выпуска отработанных газов и впрыска топливовоздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Привод ГРМ в машине — это ремень либо цепь.
Ремень привода — резиновое зубчатое изделие, которое синхронизирует вращение коленвала и распредвала двигателя. Работа ремня устроена по тому же принципу, что и вращение шестерни велосипеда. Кроме того, привод ГРМ, благодаря своим насечкам, поддерживает нужные показатели настроек системы. Еще одна функция ремня — управление водяным насосом, а иногда и помпой.
Устройство ремня ГРМ
Ремень ГРМ — это кольцо из технической резины. Иногда в состав этого элемента входят нити из полимеров. Благодаря резине изделие работает с минимальным уровнем шума.
Наиболее распространенными являются такие виды ремней:
зубчатые;
поликлиновые;
клиновые.
В большинстве ДВС применяются зубчатые ремни — более сложные с точки зрения конструкции и эффективные при настройке фаз ГРМ. На внутренней поверхности такого ремня предусмотрены насечки, благодаря которым обеспечивается сцепление со шкивами коленвала и распредвала. Важным параметром ремня является внутренний диаметр кольца и его ширина. При покупке оригинального изделия важно учитывать эти характеристики.
Когда надо производить замену ремня ГРМ
Когда менять ремень ГРМ? На износ этого элемента влияет множество факторов:
термин эксплуатации автомобиля;
поломки двигателя;
слишком сильная или, наоборот, слабая натяжка ремня;
протекание смазочного материала;
неправильный монтаж и обслуживание;
резкая манера езды.
Ресурс любых комплектующих и расходных материалов заложен производителем изначально, только не каждый производитель это отображает. В случае с приводным ремнем газораспределительного механизма, его ресурс зависит от качества материала, из которого изготовлен расходник, а ремень ГРМ – это расходный материал. И если производитель не указывает, через какое время следует его заменить, такая информация должна отображаться в технической документации на транспортное средство.
В среднем, рекомендуемый для замены ремня ГРМ пробег автомобиля не должен превышать отметки в 90 – 100 тыс. км, в частности это касается, и старых подержанных, и многих новых иномарок.
На современных машинах, особенно японского и немецкого производства, срок замены может быть сдвинут до 120 – 150 тыс. км, но при этом рекомендуется регулярно проверять состояние ременного привода и при видимых признаках критического износа, не дожидаться обрыва, а менять незамедлительно.
Важные признаки, свидетельствующие о том, что пришло время заменить ремень:
возраст изделия не менее 7–8 лет;
появление дыма в выхлопной трубе;
неполадки в системе зажигания;
подтекание смазки из-под кожуха;
необычные звуки (щелчки или др.);
стартер крутится, а двигатель не запускается;
видимые трещины и другие «симптомы» износа.
Что будет если порвется ремень ГРМ
мотор заглохнет. При следующей попытке завести авто стартер будет крутиться, привычный металлический стук будет слышен, однако компрессии в цилиндрах не будет;
клапаны согнуться. Это может произойти из-за того, что работа распределительного и коленчатого валов станет асинхронной. Как результат – возникновение необходимости в снятии головки блока цилиндров и ее ремонта;
поршни будут разрушены. Если поршень ударится о клапан, то на нем могут появиться трещины. В таком случае обойтись без капитального ремонта двигателя не получится. Если ситуация будет критичной, то вообще понадобится замена блока цилиндров.
Более внимательными следует быть к дизельным агрегатам – они более чувствительны к поломкам и в них могут сломаться еще и распределительный вал, шатуны и т.п.
Как сохранить хорошее состояние ремня ГРМ
Если произошел разрыв ремня ГРМ, то капремонта двигателя уже не избежать. Если сравнить затраты на замену ремня ГРМ, даже в комплекте с роликами и водяным насосом, то это в десяток раз дешевле, чем капитальный ремонт двигателя. Предупредить такую ситуацию достаточно легко.
Не игнорируйте интервалы замены автопроизводителей. Даже если вам и вашему механику кажется, что ремень «еще побегает», его все же лучше заменить.
Проводите осмотр ремня ГРМ при каждом ТО. Так вы или ваш механик сможете выявить проблему заранее (например трещины)
Если вы эксплуатируете машину интенсивнее обычного (отрабатываете в такси, много ездите в командировки на личном авто и тд) то заменяйте ремень чаще. Интенсивная эксплуатация приводит к перегреву, а это разрушает структуру.
Обращайте внимание на работу двигателя и ремня. Посторонние звуки или заметное биение могут свидетельствовать о проблемах с ГРМ.
Заменяйте ремень ГРМ вместе с роликами и натяжителями. Большинство производителей запчастей продают все необходимые запчасти в одном удобном комплекте. Существуют также комплекты ГРМ с водяными насосами — их можно приобрести, если интервал замены ГРМ совпадает с заменой насоса. Или автопроизводитель рекомендует заменять все вместе.