Многие до сих пор убеждены, что чем сильнее затянут болт, тем лучше. Может, где-то этот постулат и работает, но только не в деле крепления колес. Все ли автомобилисты знают, как правильно затягивать колесные болты (гайки)?
Любое резьбовое соединение рассчитано на определенный момент затяжки – именно поэтому болт делается той или иной длины и толщины, и именно поэтому выбирается тот или иной шаг резьбы. То есть усилие, с которым автомеханик жмет на гаечный ключ, не может быть “на глазок”. Хотя бы потому, что в разных узлах усилие может отличаться в разы.
Момент затяжки колесных болтов
При установке колес важен не только порядок затяжки болтов (гаек), но и усилие затяжки каждого из них.
В зависимости от характеристик автомобильных колес, различные болты требуют соответствующей силы затяжки. Правильный порядок затяжки определяет ровность посадки колеса — одним словом, в этом случае колесом встанет на ступицу максимально ровно, без перекосов и максимально плотно будет прилегать к тормозному диску/барабану. Помимо технологических моментов, неверно затянутое колесо, в процессе движения, может произвольно быть «отпущено» из за нагрузок дорожного полотна и совершаемых маневров, и сойти с посадочного места ступицы (барабана).
Нужно смазывать колесные болты?
Автомобилисты применяют смазку резьбы по одной-единственной причине: они уверены, что если резьба не будет смазана, то она начнёт корродировать, из-за чего последующее снятие колёс будет сильно затруднено.
Однако все современные колёсные болты и гайки изначально имеют антикоррозионное покрытие, обладающее примерно теми же свойствами, что и смазка. Корродировать и прикипать они не должны.
Не стоит забывать и о том, что за год каждое колесо снимается с автомобиля минимум дважды – при сезонной смене шин, — из-за чего никакой возможности прикипеть у резьбы попросту нет. Срок для этого слишком мал, даже при условии, что машина эксплуатируется в крайне неблагоприятном климате.
Как правило, автолюбители не просто не обращают внимания на рекомендацию не смазывать резьбу крепления колёс, но и применяют для сомнительной процедуры столь же сомнительные смазочные материалы – литол и графитовую смазку. Данные смазки легко вымываются и не держат высокую температуру. В результате открутить колёса становится ещё труднее: затяжка производится при наличии смазки, а откручивание – практически уже без неё.
Вот почему автопроизводители настоятельно рекомендуют держать резьбу колёсных креплений сухой и чистой и не смазывать её никакими лубрикантами. Чтобы резьба не портилась, мы настоятельно рекомендуем использовать для затяжки колёс динамометрический ключ и придерживаться рекомендованного момента затяжки. Это гарантированно избавит вас ото всех проблем, связанных с прикипанием резьбы.
Как подобрать колесные болты
Длина колесных болтов
Для получения оптимального значения следует разместить крепеж в посадочное место. Длина выступающей части не должна превышать 15-17 мм. В этом случае болт будет проходить через тормозной диск, а также будут использованы все витки резьбового соединения.
Зная, как подобрать длину колесных болтов, вы сможете легко купить наиболее подходящие крепежные элементы. Помните, что с обратной стороны ступицы крепеж может выходить не более чем на 2 мм.
Профиль прижимной части
Это наиболее важная характеристика, так как профили между собой не взаимозаменяемы. Подбирать их нужно, ориентируясь на колодец в диске автомобиля. Существует три разновидности профилей — конусный, сферический, плоский.
Если прижимная часть не соответствует профилю колодца, возникнут проблемы с его центровкой на ступице. Неправильно подобранные детали могут деформировать посадочное место: сила прижима будет значительно меньше, что повлечет за собой откручивание крепежных элементов.
Полезные советы от механиков СТО Auto Master
Как предотвратить застревание болтов и гаек?
Используя правильно настроен динамометрический ключ, вы сможете избежать таких ситуаций, когда болты просто невозможно сдвинуть с места. И дело касается как установки, так и демонтажа колес. Затяните гайки и болты в соответствии с их конкретными характеристиками и техническими требованиями производителя, чтобы они не были утрачены или повреждены непреднамеренно.